Директора, бухгалтеры, индивидуальные предприниматели очень часто не знают свои права и не понимают своей зоны ответственности. Они как огня боятся грядущей проверки, тем самим сразу же выбирая позицию жертвы, загнанного зверька… Этим незнанием, страхом не гребуют воспользоваться те сами проверяющие органы.
- Что же делать, когда к вам вдруг нагрянули с проверкой?
- Как выбрать правильную линию поведения?
- Какие документы у вас должны быть всегда на подхвате?
- Как дать оценку законности действий и требований проверяющего лица?
- Как правильно, руководствуясь законом, поставить на место проверяющее лицо и показать, что вы хозяин своего бизнеса, и вы знаете свои права и обязанности!
В этой статье мы расскажем вам, как себя вести при проверке и как общаться с представителями контролирующих органов.
Ситуация: приходят проверяющие органы, а директора нет на месте.
1. Обратите внимание, что отсутствие директора, согласно действующего законодательства, не всегда препятствует осуществлению проверки. Акт могут отправить по почте заказным письмом с описью вложения. Акт будет считаться врученным датою календарного штемпеля на конверте. Отсутствие вашей подписи о подтверждении получения акта — не защит вас от соответствующих санкций. Поэтому, демонстративно уклоняясь от получения документов, Вы настроите против себя проверяющих. Действуйте в таких ситуациях очень осторожно, и ни в коем случае не дерзко по отношению к проверяющим.
2. В вашем офисе, на самом видном месте должны висеть распечатанные статьи из Конституции Украины, в которых указаны Ваши права, и — Закон Украины «О защите персональных данных». Согласно этого закона Вы не имеете право разглашать информацию, без согласия другой стороны .
3. Не поленитесь, вычитайте каждую букву. При составлении акта проверки следите, чтобы всё написанное соответствовало действительности.
4. Любой акт можно оспорить в течение 10 дней у вышестоящего органа.
Если Вы считаете, что факты, занесенные в акт, искажены — подпишите акт указав на те моменты, с которыми вы не согласны. Опишите все подробно. Тогда у Вас будет возможность оспорить действия проверяющего органа. В таких ситуациях все официальные документы должен делать юрист.
Поэтому, лучше всего, когда документы фирмы хранятся у юриста или адвоката. Оформить договор хранения сегодня несложно, а вот при изъятии таких документов — у контролирующих органов возникнут проблемы. Так вы сможете выиграть время для того, чтобы обратиться к специалистам для восстановления документов и подготовки предприятия к проверке, тем самым уменьшив возможные штрафные санкции.
5. Все результаты проверки фиксируйте! Записывайте всё, что Вам говорят. Сейчас законодательством Украины разрешено весь процесс осуществления проверки фиксировать на аудио и видеозапись.
6. Заранее проработайте возможные варианты проверок. Какие замечания, вопросы могут возникнуть у государственных лиц, осуществляющих проверку вашего предприятия? На любое замечание — у Вас должен быть заготовлен соответствующий документ. Тем самим Вы не только оградите себя от возможных штрафов, но и покажете, что знаете свои права и обязанности, и ведете свою деятельность согласно законодательству Украины.
7. И самое главное – если у вас есть, какие-то сомнения, касательно деятельности вашего предприятия – обязательно стоит обратиться к профессионалам! Они не только научат вас и ваших сотрудников, как себя вести в таких ситуациях, но и подготовят все необходимые документы для проверки, а также будут представлять ваши интересы при очередной проверке.
Инна Стельмашенко
Бухгалтер-консультант консалтинговой компании «Толерант»